Вы здесь

Силэмсе

Силэмсэ, в переводе с нанайского, росинка. Так называется Центр национальной нанайской культуры в селе Ачан Амурского района Хабаровского края. 

Полина Павловна Ходжер, уроженка с. Ачан, председатель ассоциации краевых малочисленных народов Севера Амурского района Хабаровского края

 «Традиционная и современная культура. Изучение и трансляция традиций этноса через декоративно-прикладное, песенно-музыкальное творчество как условие сохранения этнической идентичности»

Выступление на Международном симпозиуме Гейкер Нины Павловны руководителя национально-культурного центра "Силэмсе" , режиссёра народного  фольклорного ансамбля «Сиун, образцового  ансамбля «Тасима» МКУК НКЦ «Силэмсэ»  села Ачан Амурского муниципального района  Хабаровского края.

  Андана, Баряна, Уважаемые участники Международного симпозиума!

       Сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народов, сегодня уделяется немало внимания,  как  со стороны государственных органов, задачей которых является создание необходимых условий, так и со стороны специалистов. В Хабаровском крае  ведётся большая работа по поддержке этнокультурного развития аборигенов.   Сохранение традиционной самобытной культуры  коренных народов Амура осуществляется через информационное, методическое и организационно – творческое обеспечение деятельности учреждений культуры, самодеятельных коллективов в местах их компактного проживания.  

 В целях сохранения этой неповторимой культуры, истории и традиций - в Хабаровском крае создана сеть национально-культурных центров, которые сегодня есть практически в каждом районе. При центрах образовано более 30 самодеятельных фольклорных, хореографических и других коллективов.  Амурский муниципальный район - по численности коренных народов - более трёх тысяч человек и занимает третье место в Хабаровском крае. Из 10 поселений, 4 являются местом компактного проживания  - это сёла - Омми, Ачан, Джуен и Усть –Гур..

В селе Ачан  в 1997 году создан  Национальный культурный центр «Силэмсэ. Основными задачами деятельности центра являются:

- Сохранение преемственности национальных традиций путём передачи их подрастающему поколению

- возрождение историко-культурной самобытности села Ачан.

Проводится большая работа по сбору материала об истории своего родного села. 

Село Ачан расположено в среднем течении Амура, на протоке Сия, которая вытекает из озера Болонь.

 В окрестностях села, учёными обнаружены остатки древней цивилизации «Золотой империи» - «Цзинь» - народа, которые являются нашими предками. Из поколения в поколение  на древней Ачанской земле передаются легенды, сказания о родных местах, природе, о жизни   предков.  

Весь собранный материал – легенды, сказания, песни изучены и вынесены на суд зрителей. Так появились на сцене вокально-хореографические композиции  «Легенда озера Болонь» о вечной любви девушки Ядасян, «Сказания о кукушке», которая будит весной, своим серебряным голосом,   природу, «Чжурчжени-воины» - наши предки,

 Театрализованное представление «Легенда о трёх солнцах»- где три солнца – это Огонь, который на своём пути   сжигает  всё живое,  Мэргэн  Хадо выходит с ними на неравный бой и к нему в трудную минуту на помощь приходит Мангбо- Амур и гасит  водой всё губящий вокруг Огонь.  Участники народного ансамбля «Сиун» и образцового ансамбля «Тасима» с удовольствием исполняют эти номера и представления, рассказывая на сцене историю своего народа. Говоря языком танца, пластики  - дети, молодёжь проносят, через себя древнюю культуру нанайского народа  и передают эту информацию следующим поколениям.  Представления и концертные номера, нужно художественно оформить, одеть участников в красочные костюмы.

Все участницы  коллективов вышивают, принимают активное участие в кружке декоратвно-прикладного искусства, также как в своё время творили их бабушки, мамы, сёстра. Преемственность поколений  творческих коллективов -  «Сиун» и «Тасима»,-  связывает   эти два ансамбля.

 Семьями односельчане  встречаются и в клубе «Илан дялан» - «Перекрёстки поколений», где  взрослые и дети принимают активное участие  в различных конкурсах и играх по знанию родного языка;

 в мастер-классах  по изготовлению изделий из бересты, лозы, рыбьей кожи; в выставке  самых вкусных блюд из национальной кухни, приготовленных самими участниками по бабушкиным рецептам.   

Общественный совет при главе села «Эргэн» - (в переводе жизнь, движение), куда входят старейшины села, члены родовых общин, ученики старших классов, молодёжь,  специалисты администрации,  интеллигенция  решают вопросы по  формированию  здорового образа жизни,  гражданского самосознания населения.

Так как я специализация – режиссёр массовых театрализованных представлений, я подробнее остановлюсь именно  на праздниках.  Обрядово-праздничная  культура любого народа являет собой  комплекс всей традиционной культуры. В ней особенно ярко проявляется  синкретизм, т.е. нерасчленённость фольклора. Обрядово-праздничная культура включает в себя все фольклорные жанры: устный, музыкальный фольклор, игры, танцы.

Быт, народная утварь, традиционная одежда, декоративно-прикладное искусство, родной язык.  В этом плане наша традиционная  культура  выступает системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений. Погружение личности в мир народной культуры позволяет сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.

В Хабаровском крае стали традиционными  проведение:  краевого фестиваля-эстафеты фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы», фольклорного фестиваля народного творчества «Аист над Амуром» в Амурском районе, «Ачамбори» в Нанайском районе. На таких праздниках собираются творческие коллективы, сказители, мастера.

Проходят конкурсы на лучшее национальное жилище, на самые  вкусные блюда национальной кухни и т.д. Проведение таких фестивалей несёт функцию передачи народного опыта, в нём проявляются нормы поведения, отношения к природе, к старшему поколению, к детям, к женщине.

Дальневосточный международный фестиваль художественных ремёсел «Живая нить времён», является важнейшим событием для населения и имеет огромную популярность.

В целях приобщения детей и молодёжи коренных малочисленных народов к истокам национальной культуры уже более 20 лет в крае проводится смена «Дети Амура: жизнь и творчество» - это особый мир, где дети со всего Хабаровского края живут интересной и насыщенной жизнью, говорят на своём родном языке, поют и танцуют, играют, соревнуются и самое главное приобщаются к национальной культуре.

Нанайские игры, шаманские обряды, песни и танцы, два действующих коллектива – народный ансамбль «Сиун» и образцовый ансамбль «Тасима»  - это всё стало   результатом творческого союза и плодотворной работы руководителей, консультантов: Валентины Сергеевны, Понгса Константиновича Киле, Мадо Дечули, Лидии Киля, Нины Гейкер и сегодняшней нашей смены, молодых специалистов: Веры Киле, Нины Донкан, Надежды, Раисы и Елены Ходжер.

2013 году- 55 лет своей творческой жизни отметил один из старейших коллективов в крае народный ансамбль «Сиун».

Самобытному творчеству этого коллектива и его спутника детского ансамбля «Тасима», которому в 2016 году исполнится 30 лет, аплодировали в Москве,

Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, в Восточных Пиренеях Франции, в Болгарии, Китае.

В июне 2014 года – образцовый фольклорный ансамбль «Тасима» принял участие в Чехии в Международном фольклорном фестивале «Куновицкое лето».

В июле 2014 года – нанайский фольклорный ансамбль «Сиун», совместно с ульчами, удэгейцами, представлял  Народы Амура и был  Народом Года  на Международном фольклорном фестивале коренных народов мира «Ридду-ридду» в Норвегии. Внимание и любовь окружали нас все 5 дней пребывания на норвежской земле.  Теплота северных людей надолго останется в нащих сердцах.   

Свой доклад я хочу закончить такими  словами  

           У меня бы не было языка родного,

             Собственного имени, голоса, лица

             Разве стал бы этот мир таким родимым,

             Жизнь – такой бесценной, чтоб над ней дрожать.

             Вечное с мгновенным разве бы сумело

             Так нахлынуть, слиться, так бурлить во мне,-

             Если б моя мама мне не пела,

             Колыбель качая, как лодку на волне.

 Исполнение старинной нанайской песни «Бэ-бэ-кэ».

 Баняха. Гэ  элэ. Благодарю за внимание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотографии и все материалы представлены руководителем национально-культурного центра "Силэмсэ" Н. Гейкер 

Смотрите также: http://www.new-millennium.ru/publikacii

http://www.new-millennium.ru/etnograficheskie-tury