Вы здесь

ГУЛАГ на ДВ - Сахалинский тоннель

Фото Ф. Мыгуна

 Стою на берегу пролива  Невельского  и не отрываясь гляжу на море… Здесь под проливом должен быть проложен тоннель, соединяющий материк с островом Сахалин. Великая сталинская стройка! И по тем и по нынешним временам – великая!  Недостроена…

Что скрывают эти хмурые волны… Какие тайны? Сколько безмолвных  криков и стонов пронеслось над этими волнами, сколько глаз безотрывно смотрело в слепой надежде на избавление от  непереносимых страданий.

Все дальше уносит время эти страшные годы, зарастает травой и быльем трагическая страница в истории России – ГУЛАГ!

Репрессивная политика, проводимая Советским государством после окончания гражданской войны, наложила неизгладимый, трагический отпечаток на все последующее развитие многомиллионной, огромной страны. Так, она привела к созданию широко разветвленной,  многомасштабной лагерной системы.

      Управление Нижне-Амурлага с 1939 по 1953 дислоцировалось в Комсомольске на Амуре и занималось  строительством  железных дорог Комсомольск — Советская Гавань, Комсомольск—Ургал, Комсомольск—Волочаевка (1940–1941 гг.), нефтепровода Оха— Циммермановка, (с 17.05.41)  ж/д  Известковая—Ургал , ж/д ветки БАМ—Тында для строительства,  железной магистрали . Кулунда—Михайловское,  ж/д ветки Советская Гавань — бух. Северная (с 11.06.49) , железной дороги  Комсомольск—Победино на участке Комсомольск — м.Лазарева (с 12.05.50), строительство  паромной переправы через р. Амур у г. Комсомольска,  строительство нефтепровода Софийское—Комсомольск , нефтепровода Оха—Софийское, строительство тоннеля под Татарским проливом , строительные работы № 507 в п.Де-Кастри (с 06.12.50 по 14.04.51), строительство Дальневосточного металлургического з-да , строительство Николаевского и Кимканского железных рудников, освоение месторождений: Бироканских (доломитового и магнезитового), строительство дробильно-обогатительных ф-к строительство аэродромов , строительные  работы по развитию порта в бухте  Ванино,     (для нужд Дальстроя, с 28.01.50), обслуживание бетонного завода и жилищного строительства треста «Амурстальстрой»,    , работы Хурмулинского домостроительного  завода, лесопильного завода (с. Селихино,  Комсомольского района), производство извести (на Малмыжском заводе Нижнеамурстроя), кирпича (в том числе в с. Ургал Хабаровского края.).

    Это была огромная организация, имеющая на очень обширной территории множество лагерных отделений и пунктов,  колоний, а также  спецкомендатур.

В настоящее время подавляющее большинство лагерных отделений на Дальнем Востоке и в России не сохранилось.

Имеются только разрозненные,  часто полуразрушенные останки объектов, построенных руками заключённых в годы Сталинских репрессий ( 1937 -1953г).

Наиболее уцелевшие  следы лагерей находятся в удалённых и мало посещаемых местах, куда ещё не протянулась рука вандалов и охотников за металлом.

Одним из уникальных в этом смысле  является поселок мыс Лазарева,  где ещё можно увидеть и потрогать руками некоторые артефакты.

Этим летом побывать историей ГУЛАГа в Хабаровском крае заинтересовалась жительница Австралии.  Ее очень поразила наша российская беспамятность..

«Где таблички? » - удивленно, настойчиво и беспрестанно спрашивала она у сопровождавшего ее гида, Михаила Ивановича Радохлеба, заместителя директора туристической компании «Ната-тур», нашего партнера  по этому туру. Михаилу Ивановичу нечего было ответить… Забываем…  

 Программа исторического тура «ГУЛАГ в Хабаровском крае»

День 1-ый

Встреча в аэропорту, трансфер  в гостиницу, расселение (возможно без поселения в гостиницу по желанию гостя)

10.00. Обзорная экскурсия по Хабаровску (3 часа)   с рассказом об объектах, связанных с  историей ГУЛАГа в Хабаровске

13.00. Обед

14.00.  Посещение краеведческого музея  им . Гродекова (отдел: История ГУЛАГа в Хабаровском крае), Мемориального комплекса, посвященного памяти репрессированных, встреча с представителем Хабаровского  краевого движения «Мемориал». 

18.00. Прогулка на катере по Амуру. Ужин

20.00. Трансфер  на ж/д  вокзал. Отправление в г. Комсомольск-на-Амуре

День 2-ой.

Прибытие в г. Комсомольск-на Амуре

 Встреча на ж/д вокзале. Трансфер на речной вокзал.

7.00 Отправление теплоходом «Метеор» в с . Богородское.

13.00. Прибытие в с. Богородское. Обед. Посещение местного музея.

15.00 Выезд автотранспортом  в порт Лазарева.

Прибытие. Ужин. Поселение в гостиницу

День 3-ий

Завтрак.

Экскурсия: Исследование останков лагерей и развалин тоннеля;
- встречи со старожилами

Выезд в с. Де-Кастри.  

Обед.

Посещение нефтепровода «Комсомольск –Оха, построенного силами заключенных ГУЛАГа. Рассказ о истории нефтепровода

Трансфер в г. с. Богородское. Прибытие в с. Богородское,  поселение в гостиницу. Ужин. Ночевка

Утром отправление в  г. Комсомольск-на Амуре. Прибытие . Обед.

Обзорная экскурсия по Комсомольску-на-Амуре ( город, в котором были сосредоточены большинство исправительно-трудовых лагерей и который был построен в том числе и заключенными ГУЛАГа). Попутно рассказ о зданиях построенных заключенными.  Посещение объектов, связанных с  историей ГУЛАГа

17.30. Трансфер на автовокзал. Отправление рейсовым автотранспортом в г. Хабаровск

Прибытие в Хабаровск в 23.50. Поселение в гостиницу. Ночевка.

День 4-ый

Завтрак. Выезд в Анюйский национальный парк. 

Встреча в усадьбе «Манома». Обед из дальневосточных деликатесов  (строганина , красная икра, уха,   грибы, рыба на решетке и в шарабане, напитки настоенные  на дальневосточных травах.

Выезд на катере на экскурсию по Анюйскому национальному парку: реки Анюй, Манома. Рыбалка (хариус, ленок, таймень)

Ужин.

Отправление в Хабаровск. Трансфер в гостиницу

День 5-ый.

Завтрак. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.