Лучшее путешествие для Вас на Дальнем Востоке
ГУЛАГ на ДВ - Сахалинский тоннель
Фото Ф. Мыгуна
Стою на берегу пролива Невельского и не отрываясь гляжу на море… Здесь под проливом должен быть проложен тоннель, соединяющий материк с островом Сахалин. Великая сталинская стройка! И по тем и по нынешним временам – великая! Недостроена…
Что скрывают эти хмурые волны… Какие тайны? Сколько безмолвных криков и стонов пронеслось над этими волнами, сколько глаз безотрывно смотрело в слепой надежде на избавление от непереносимых страданий.
Все дальше уносит время эти страшные годы, зарастает травой и быльем трагическая страница в истории России – ГУЛАГ!
Репрессивная политика, проводимая Советским государством после окончания гражданской войны, наложила неизгладимый, трагический отпечаток на все последующее развитие многомиллионной, огромной страны. Так, она привела к созданию широко разветвленной, многомасштабной лагерной системы.
Управление Нижне-Амурлага с 1939 по 1953 дислоцировалось в Комсомольске на Амуре и занималось строительством железных дорог Комсомольск — Советская Гавань, Комсомольск—Ургал, Комсомольск—Волочаевка (1940–1941 гг.), нефтепровода Оха— Циммермановка, (с 17.05.41) ж/д Известковая—Ургал , ж/д ветки БАМ—Тында для строительства, железной магистрали . Кулунда—Михайловское, ж/д ветки Советская Гавань — бух. Северная (с 11.06.49) , железной дороги Комсомольск—Победино на участке Комсомольск — м.Лазарева (с 12.05.50), строительство паромной переправы через р. Амур у г. Комсомольска, строительство нефтепровода Софийское—Комсомольск , нефтепровода Оха—Софийское, строительство тоннеля под Татарским проливом , строительные работы № 507 в п.Де-Кастри (с 06.12.50 по 14.04.51), строительство Дальневосточного металлургического з-да , строительство Николаевского и Кимканского железных рудников, освоение месторождений: Бироканских (доломитового и магнезитового), строительство дробильно-обогатительных ф-к строительство аэродромов , строительные работы по развитию порта в бухте Ванино, (для нужд Дальстроя, с 28.01.50), обслуживание бетонного завода и жилищного строительства треста «Амурстальстрой», , работы Хурмулинского домостроительного завода, лесопильного завода (с. Селихино, Комсомольского района), производство извести (на Малмыжском заводе Нижнеамурстроя), кирпича (в том числе в с. Ургал Хабаровского края.).
Это была огромная организация, имеющая на очень обширной территории множество лагерных отделений и пунктов, колоний, а также спецкомендатур.
В настоящее время подавляющее большинство лагерных отделений на Дальнем Востоке и в России не сохранилось.
Имеются только разрозненные, часто полуразрушенные останки объектов, построенных руками заключённых в годы Сталинских репрессий ( 1937 -1953г).
Наиболее уцелевшие следы лагерей находятся в удалённых и мало посещаемых местах, куда ещё не протянулась рука вандалов и охотников за металлом.
Одним из уникальных в этом смысле является поселок мыс Лазарева, где ещё можно увидеть и потрогать руками некоторые артефакты.
Этим летом побывать историей ГУЛАГа в Хабаровском крае заинтересовалась жительница Австралии. Ее очень поразила наша российская беспамятность..
«Где таблички? » - удивленно, настойчиво и беспрестанно спрашивала она у сопровождавшего ее гида, Михаила Ивановича Радохлеба, заместителя директора туристической компании «Ната-тур», нашего партнера по этому туру. Михаилу Ивановичу нечего было ответить… Забываем…
Программа исторического тура «ГУЛАГ в Хабаровском крае»
День 1-ый
Встреча в аэропорту, трансфер в гостиницу, расселение (возможно без поселения в гостиницу по желанию гостя)
10.00. Обзорная экскурсия по Хабаровску (3 часа) с рассказом об объектах, связанных с историей ГУЛАГа в Хабаровске
13.00. Обед
14.00. Посещение краеведческого музея им . Гродекова (отдел: История ГУЛАГа в Хабаровском крае), Мемориального комплекса, посвященного памяти репрессированных, встреча с представителем Хабаровского краевого движения «Мемориал».
18.00. Прогулка на катере по Амуру. Ужин
20.00. Трансфер на ж/д вокзал. Отправление в г. Комсомольск-на-Амуре
День 2-ой.
Прибытие в г. Комсомольск-на Амуре
Встреча на ж/д вокзале. Трансфер на речной вокзал.
7.00 Отправление теплоходом «Метеор» в с . Богородское.
13.00. Прибытие в с. Богородское. Обед. Посещение местного музея.
15.00 Выезд автотранспортом в порт Лазарева.
Прибытие. Ужин. Поселение в гостиницу
День 3-ий
Завтрак.
Экскурсия: Исследование останков лагерей и развалин тоннеля;
- встречи со старожилами
Выезд в с. Де-Кастри.
Обед.
Посещение нефтепровода «Комсомольск –Оха, построенного силами заключенных ГУЛАГа. Рассказ о истории нефтепровода
Трансфер в г. с. Богородское. Прибытие в с. Богородское, поселение в гостиницу. Ужин. Ночевка
Утром отправление в г. Комсомольск-на Амуре. Прибытие . Обед.
Обзорная экскурсия по Комсомольску-на-Амуре ( город, в котором были сосредоточены большинство исправительно-трудовых лагерей и который был построен в том числе и заключенными ГУЛАГа). Попутно рассказ о зданиях построенных заключенными. Посещение объектов, связанных с историей ГУЛАГа
17.30. Трансфер на автовокзал. Отправление рейсовым автотранспортом в г. Хабаровск
Прибытие в Хабаровск в 23.50. Поселение в гостиницу. Ночевка.
День 4-ый
Завтрак. Выезд в Анюйский национальный парк.
Встреча в усадьбе «Манома». Обед из дальневосточных деликатесов (строганина , красная икра, уха, грибы, рыба на решетке и в шарабане, напитки настоенные на дальневосточных травах.
Выезд на катере на экскурсию по Анюйскому национальному парку: реки Анюй, Манома. Рыбалка (хариус, ленок, таймень)
Ужин.
Отправление в Хабаровск. Трансфер в гостиницу
День 5-ый.
Завтрак. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.