Лучшее путешествие для Вас на Дальнем Востоке
Этнографические туры
Коренные малочисленные народы Севера в Хабаровском крае
Хабаровский край занимает третье место в Российской федерации по численности проживающих на его территории представителей коренных малочисленных народов Севера. На его территории проживают восемь коренных народов, официально считающихся малочисленными: нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы, орочи, негидальцы, эвены, эвенки, общей численностью около 23 тыс. человек, что составляет 1,5 процента от всех жителей края.
Значимость этого факта в том, что компактно эти народы, в основном, проживают только в Хабаровском крае. Их уклад, в определенной мере сохранившийся с древнейших времен, традиции, обычаи, обряды, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство уникальны.
Нанайцы (Самоназвание нанай, нани, отна - "местный" + най - "человек").живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах Хабаровского края. Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья с древней историей и самобытной культурой. Социальные институты (родовая организация, объединение родов доха, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использоваться только в начале ХХ века.
Традиционный костюм нанайцев имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались. Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.
Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков.
Ульчи (Самоназвание нани - "местные жители", общее для ряда народов Приамурья. В прошлом известны как ольчи, мангуны. С 1926 г. принято официальное название ульчи, в настоящее время функционирующее как самоназвание)
живут по соседству с нанайцами в нижнем течении Амура. С давних времен ульчи занимаются охотой, рыболовством, собаководством, для одежды и обуви использовалась рыбья кожа. Женщины шили из рыбьей кожи свадебные халаты, вышивали изысканные орнаменты. На многих ульчских халатах встречается изображение древа жизни. Искусно сделанные из рыбьей кожи халаты, вышитые красочные ковры, плетенные из лозы ульчские соро (корзинки), орнаментированные берестяные туеса составляют гордость традиционной ульчской культуры. Традиционная идеология ульчей, как и других народов Приамурья выражена шаманизмом. Наряду с ним, большую роль в общественной жизни ульчей играла система культов: промыслового, семейных, предков.
Удэгейцы живут по склонам Сихотэ-Алиньского хребта. В.К.Арсеньев - знаменитый путешественник и исследователь Дальнего Востока называл удэгейцев "лесными людьми". Наиболее значительные поселения удэгейцев в Хабаровском крае - село Гвасюги, в Приморском крае - села Агзу, Красный Яр и Олон. Удэгейцы относятся к тунгусо-манчьжурской группе и живут в Хабаровском крае (район им. Лазо, Нанайский район) и в Приморском крае. Их родной язык бесписьменный, традиционное верование - шаманизм. Исконными видами деятельности удэгейцев являются охота, рыбная ловля, сбор дикоросов. Фольклор удэгейцев богат: мифы о создании Вселенной, о духах, волшебные сказки о животных, загадки, пословицы, поговорки. Своеобразен музыкальный фольклор, песни складываются “на ходу”. Помимо шаманского бубна используются музыкальные инструменты кункай и кенгола (дудочка).
Эвенки населяют верховья реки Амгунь, правого притока Амура – реки Буреи, а также долины рек, впадающих в Охотское море. Предками эвенков были протунгусы Прибайкалья и Забайкалья. В этнокультурном отношении не являются едиными. В основе этих отличий лежит хозяйственная направленность хозяйственная направленность различных территориальных групп. Культурное своеобразие эвенков сформировалось под влиянием соседних народов.
Орочи проживают на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин, в селах Новое Омми, Гурское (Комсомольского района). Орочи являются представителями байкальского антропологического типа. Наряду с ороками, они ближе располагаются к северным тунгусам (эвенкам).
Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчского.
Нивхи живут вдоль Амурского лимана и на острове Сахалин. Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры - нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается сходная во многом сходная культура амурских народов.
Эвены Восточные тунгусы, ламуты, эвены - три названия одного и того же народа. Самым точным является последнее. В нем заложено древнее самоназвание "эвын", "эвэн" или "эвэсэл", что значит, по одним данным, "спускающиеся с гор", по другим - "местный", "здешний" или "человек", "люди". По этнолингвистической классификации, эвены относятся к северной, собственно тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской группы, которая входит в состав алтайской семьи языков. Живут в Охотском районе Хабаровского края.
Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку.
Народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Аборигены знали множество технических приемов резьбы и росписи. Например, на ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.
Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.
Традиционная культура народов Приамурья богата преданиями, легендами, обладает разработанной системой обрядов и обычаев, имеет праздничный цикл, приуроченный к трудовому процессу. В любом национальном селе расскажут необыкновенные, загадочные и страшные истории о чудесных камнях. скалах, пещерах, о священных деревьях. магически влияющих на судьбы людей. Рыбаки и охотники в своем промысле следуют определенным обычаям, соблюдают различные табу в общении с природой, которым находят порой весьма своеобразное объяснение.
Смотрите также: http://www.new-millennium.ru/ptichiy-perekrestok
http://www.new-millennium.ru/priroda-priamurya
http://www.new-millennium.ru/progulki-na-yahte-po-amuru-i-ozeru-bolon
http://www.new-millennium.ru/k-serdcu-komsomolskogo-zapovednika